П А С Х А
( В Е Ч Е Р Я, П Р И Ч А С Т И Е )
( 3 )
Мы уже
имеем более чем 150-летний опыт мытья ног, хлебопреломления и винопития. Однако
данные действия не помогают людям избавиться от греха и стать подобными Иисусу
Христу. Это обычный обряд, ритуал церкви и не более. Верующие как были исполнены
зла, хищения, нечистоты, так и остаются жадны, злоречивы, клеветники, родителям
непокорны, горды, надменны, неблагодарны, сластолюбивы, воры, прелюбодеи и т.д.
Ритуал с «вечерей» бесполезен по сути. Как и древнееврейские жертвоприношения
однолетнего агнца. Жертва приносится, ритуал совершается – но грех так и
остается в сердцах людей! Ни одно, ни другое не исправляет жизнь человека и не
ведет к праведности, чистоте и святости! Почему же так происходит? Может мы
подобны тем древним евреям, не понимаем, чего требует Бог и ограничиваемся
простыми действиями: десятинами, субботами, собраниями, крещениями, запретами и
т.д.!? Почему так происходит? Почему Христос оставил очередной обряд, который не
способен избавить человека от греха?
Сегодня,
как и за 700 лет до рождества Христова, Бог заявляет нам:
«К чему Мне
множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком
откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы
приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы
Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий
и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!
Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне
тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и
когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь,
очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту,
вступайтесь за вдову» (Исаия
1:11-17)
Поэтому,
давайте вместе, вкратце, рассмотрим внимательно и проанализируем 13-ю главу
Евангелия от Иоанна. Какую же заповедь оставил Христос своим ученикам? Что они
должны делать
по примеру Христа? Если просто мыть ноги друг другу,
преломлять хлеб, запивая вином, – тогда почему до сих пор грех остается грехом
во всех его проявлениях в церкви Христовой, среди Его учеников?! Ведь нам точно
известно из Библии, что Христос не грешил:
«Он не сделал
никакого греха, и не было лести в устах Его»
(1 Пет.
2:2)
Более
того, всякий, кто называется христианином, должен жить и поступать так, как
Иисус Христос:
«Кто говорит,
что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он
поступал.
Кто делает
грех, тот от диавола…
Всякий,
рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не
может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются
так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата
своего.
Мы знаем, что
всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не
прикасается к нему»
(1 Иоанна 2:6; 3:8-10;
5:18)
Итак, вопрос.
Почему обряд ногоомовения и хлебопреломления не помогает верующим избавиться от
греха???
А теперь
по порядку. Вспомним 13-ю главу Евангелия от Иоанна. Вы читали, что Иисус
встал с вечери и начал мыть ноги
ученикам. Почему Он это сделал? Что, взрослые люди не могли сами помыть себе ног
и ходили грязными? Нужно учесть обстановку того времени. Люди ходили пешком
босыми, а когда приходили в дом, слуга мыл ноги всем пришедшим и потом гости
заходили в дом. Мы читаем: «во время вечери… встал с вечери… потом налил воды
в умывальницу и начал умывать ноги ученикам…» (Иоанна 13 гл.). После этого странного действия, Иисус
почему-то начал не менее странный разговор с учениками:
«Вы называете
Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я,
Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг
другу...» (Иоанна13:13,14)
Как Вы
думаете, почему Христос обратил внимание на Свою личность?
Кто такой
«Учитель»? Учитель – это тот, кто учит другого, наставляет, рассказывает, дает
задание и контролирует его выполнение. Кто такой «Господь»? Господь – это Бог, а
Бог всем руководит, всем управляет, Ему все послушны, любое Его повеление –
Закон. Итак, и Учитель, и Господь, в обеих случаях – это не слуга, Он никому
ничего не должен, ничем не обязан, наоборот, Ему прислуживают все! И тут Тот,
Кому все прислуживают и Кому все должны угождать, – поднимается и моет ноги
Своим ученикам! Что же сделал Иисус, какой пример Он оставил ученикам и нам с
Вами? Напомню еще один текст из Писания, чтобы все стало на свои
места:
«Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите...»
(Мф. 20:20-22)
Не плохая
просьба, не так ли? Наверное, каждый из нас просил бы чего-нибудь подобного!
Ведь это так заманчиво, сидеть рядом с Господом возле Его трона и всем
управлять, давать повеления, приказы… Но чему же учил Христос? Потворствовал ли
Он гордыне невозрожденного и не исполненного настоящей любовью
сердца?
«И, услышав,
десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы
знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их
властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между
вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем
рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы
послужить и отдать душу Свою для искупления многих»
(Марка 10:41-45)
Теперь
картина прояснилась. Между учениками Христа шла борьба за первенство. Гордость,
которая жила в их сердцах, побуждала быть первым, быть главным. Каждый из них
претендовал на большее расположение Господа и унижал другого. В то же время
Христос учил всех служить не себе, а другому, учил самопожертвованию,
самоотречению. Однако ученики не понимали слов Христа, и себялюбие ослепляло их
глаза. Вечеря Христа с учениками – не исключение. Там также бушевали страсти –
кто больше, кто главнее и т.д. Прийдя в комнату для совершения прощальной
вечери, там не оказалось слуги, который должен был мыть ноги гостям, и поэтому
все улеглись с грязными от пыли ногами за стол. Никто из учеников не хотел взять
на себя миссию слуги и омыть ноги другим. Гордыня не позволяла служить ближним,
каждый почитал себя выше этого. Видя происходящее, Иисус Сам стал на место слуги
и начал мыть ноги ученикам. Только тогда их начала мучить совесть и Петр, не
выдержав, запретил Господу мыть
ноги, но было поздно, Христос должен был окончить начатый урок смирения и любви!
А когда вымыл ноги ученикам, привел Себя в пример, что Он – Учитель и Господь, однако это не
помешало Ему послужить ученикам, которые были ничто в сравнении с Сыном Божиим.
Христос был движим любовью, а Его ученики – себялюбием и Христос дал им живой
пример того, как нужно поступать, исполняя заповедь «люби ближнего, как самого
себя».
«Любовь
долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не
гордится, не бесчинствует, не ищет своего…»
(1
Кор. 13:4,5)
Вот какой
пример оставил Христос всем нам, вот что нужно и нам делать так, как Он – не
ноги мыть, не вечери совершать, а Л Ю Б И Т Ь друг друга! Любить не раз в месяц, не
раз в три месяца, не раз в году, – а любить каждый день, каждую минуту, каждое
мгновение – это и будет наша Пасха, наша жертва, наша вечеря! Поэтому, завершая
вечерю с учениками, Иисус сказал:
«Заповедь новую даю вам, да л ю б и т е друг друга; как Я возлюбил вас, т а к и в ы д а
л ю б и т е д р у г д р
у г а. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете
иметь любовь между собою»
(Иоанна 13:34,35)
Внимательно изучим приведенный текст. Что значат слова «Заповедь
новую»? Слово «новую» значит ранее не слышанное, не виденное, но то, что
явлено или сказано впервые! То, что было неизвестным, становится ясным и
понятным. Таков смысл слова «новую». Теперь давайте подумаем, знали ли эту
заповедь ученики Христа? Слышали ли они когда-нибудь «любите друг
друга»?
«Люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш]» (Левит 19:18)
Таким было повеление, данное древнему Израилю за много
веков до рождества Христова. В начале служения Христос так определил самую
большую заповедь Закона Божия:
«Вы слышали,
что сказано: люби ближнего твоего…
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 5:43; 22:37-39)
Итак, на протяжении всех веков людям была известна заповедь о любви. А поэтому она могла быть новой??? Конечно же, Н Е Т! Почему же Христос назвал ее «Н О В О Й»? Итак, если заповедь была давным-давно известна, но ее опять называют новой, то для этого остается лишь одна причина: ученики Иисуса не понимали ее и не исполняли! Именно для того, кто не исполняет, заповедь «люби» и будет н о в о й! Апостолы много раз слышали эту заповедь, но за три с половиной года, пребывая вместе со Христом, так и не научились любить друг друга. Именно поэтому, чтобы привлечь внимание себялюбцев, Христос и подчеркнул: «Заповедь Н О В У Ю даю вам»! На самом же деле, эта заповедь была давно известна, но не исполняема, поэтому ученики и не хотели мыть ноги друг другу, а спорили кто из них первый! (Луки 22:24). Каждый искал пользы лишь себе, никто не хотел служить и помогать другому.