Итак, ничего в этом мире не происходит зря и не вовремя. Это правило относится к любому роду деятельности человека, в том числе, и к деньгам.
в) Добро.
В любое время истории человечества как-то смешно звучит: деньги и добро. В современном мире словосочетание деньги более созвучны со злом, жадностью, предательством, грабежом, войной и т.д. Однако именно добро имеет власть над деньгами, если, конечно, ты хочешь, чтобы они у тебя были. Потому что зло не столько дает, сколько отнимает их у человека, тем более у того, у кого они есть.
«Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и
враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:2,3)
Суди сам:
«Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Луки 11:11-13)
Итак, при условии честной жизни, Бог дает только то и столько, что послужит на благо и добро человеку. В противном случае, Владыка будет виновным в наших проблемах. Но как любящий Отец, Он не желает проблем Своим детям. Поэтому, чтобы получить что-то, нам нужно быть готовыми к этому. Не может же Бог завалить тебя деньгами или золотом, чтобы они просто раздавили тебя в физическом смысле или в духовном.
г) Благодетель.
Из всего вышесказанного благодетель вытекает сама собой.
Ибо это понятно, что, если из всего заработанного, человеку принадлежит лишь часть, то остальное нужно куда-то девать. Поэтому каждый из нас является своеобразным посредником, передатчиком между Богом и человеком. В сфере материальных благ, хочешь ты того или нет, но мир создан так, что абсолютно все люди нашей планеты – братья. Почему? Потому что Бог – Отец каждого из нас! У всех нас один Отец и одна мать по плоти – Адам и Ева! Поэтому и Евангелие говорит:
«Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Марка 10:42-44)
«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:8-12)
Братство людей создал Бог и нам не дано это отменить. Естественно и то, что помогать брат брату – это святое дело. Человек не создан для того, чтобы жить в одиночку. Все люди – это одна большая семья, подобно тому, как существует Вселенная – где все живые существа живут одной семьей, в мире и согласии. Поэтому для нас есть заповедь:
«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42)
Сегодня существует много различных предубеждений и заблуждений в отношении благодетели и дачи в долг.
А. Благодетель.
Христос действительно учил:
«Просящему у тебя дай..» (Мф. 5:42)
Многие так и делают – дают от щедрого сердца налево и направо, где надо и где не надо. Но мы уже говорили, что Бог не любит никаких крайностей, все это не приносит добра никому.
Однажды мне повстречался на рынке беспризорный мальчик в оборванных одеждах и попросил у меня денег, чтобы купить еды. Осмотрев его, я проникся жалостью и дал ему денег на хлеб. Блуждая дальше по рынку с чувством гордости за благодетель я неосознанно возвратился к месту встречи с беспризорником. Через мгновение увидел и своего знакомого, он покупал сигареты! Неплохой урок? Что же произошло? Я же сделал доброе дело, дал мальчику на пропитание! А что получилось? Моя благодетель превратилась во зло! И получается, что не доброе дело я сделал, а наоборот – согрешил! Я дал денег на отраву ребенку! Почему такое случается в нашей жизни? Ведь я не хочу делать добро во вред! Как же избежать подобных ситуаций? Или, может, просто помогать людям, а там они уже сами отвечают за себя? Библия говорит:
«Но к бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли; ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем» (Сирах 29:11,12)
Вот решение вопроса. Не нужно раздавать, кому ни попадя. Библия говорит, что нужно помогать бедному в нужде его. А как можно помочь, если не знаешь в чем нужда бедного? Поэтому даем не слепо, не бездумно, а по рассудительности. Сначала узнаем, в чем человек нуждается, что именно ему нужно, а потом оказываем помощь. А чтобы у нуждающегося не было соблазна истратить деньги на что другое, можно просто купить ему одежду, еду или что другое, в чем нуждается. Сама добродетель требует, чтобы ты знал, в чем он нуждается, а затем уже нужно оказывать помощь. Если даем слепо, не разобравшись, то можем сделать зло, оказавшись пособником в нехороших делах (наркомания, пьянство, блуд, разврат, убийство и т.д.), как я с малолетним курцом. Кроме того, есть четко определенные категории лиц, которым нельзя оказывать помощь:
«Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10)
«Давай благочестивому, и не помогай грешнику. Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он чрез то не превозмог тебя; ибо ты получил бы сугубое зло за все добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением. Давай доброму, и не помогай грешнику»
(Сирах 12:4-7)
«…содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив» (Пр.18:23)
Что еще можно добавить к этим словам? Справедливо и разумно. Зачем помогать человеку, который не хочет работать по силам, который делает зло себе или окружающим? Такому человеку помощь послужит во вред, и ты будешь соучастником его грехов. Итак, в добродетели будь рассудителен, не впадай в крайности, все делай вовремя и мерою:
«Помогай ближнему по силе твоей и берегись, чтобы тебе не впасть в то же» (Сирах 29:23)
Поэтому помогай ближнему по твоей силе и не впадай в крайности.
Можно ли не давать просящему?
«Нет добра для того, кто постоянно занимается злом и кто не подает милостыни»
(Сирах 12:3)
Ответ однозначен – нельзя! Если ты не оказываешь милости и не даешь просящему – это зло. В наказание за это тебе не будет добра.
«…давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам»
(Луки 6:38)
Тогда еще вопрос, ведь деньги не любят расточительства и, если давать просящим, тогда обеднеешь сам?
Ответ в Библии:
«Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Пр. 28:27)
«Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего»
(Сирах 12:2)
«Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит» (Пр. 22:8)
«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело»
(2 Кор. 9:6-8,10,11)
Лично Бог возместит все твои расходы. Таково обещание. Ну, а Он не лжец. Так что бояться нечего, твое состояние не истощится и не убудет.
Кроме этого, распорядитель Божий будет сталкиваться и с кредитами. Наверное, многие одалживали что-то у кого-то. Нужно ли одалживать деньги? Написано так:
«Многие считали заем находкою и причинили огорчение тем, которые помогли им. Доколе не получит, он будет целовать руку его и из-за денег ближнего смирит голос; а в срок отдачи он будет протягивать время и будет отвечать уныло и жаловаться на время. Если он будет в состоянии, то едва половину принесет - и это вменит ему в находку; а если будет не в состоянии, то заимодавец лишился своих денег и без причины приобрел себе врага в нем…»
(Сирах 29:4-10)
Конечно, бывает и такое. Наверное, поэтому люди и боятся одалживать, зачем эти проблемы? Некоторые наоборот, верят различным предрассудкам и вообще ничего не одалживают, чтобы не обеднеть. Однако в Библии сказано однозначно:
«Кто оказывает милость, тот дает взаем ближнему, и кто поддерживает его своею рукою, тот соблюдает заповеди. Давай взаймы ближнему во время нужды его и сам в свое время возвращай ближнему» (Сирах 29:1,2)
«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается…
Дай ему [и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно], и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15:7,8,10,11)
«Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исход 22:25)
Итак, одалживать мы обязаны. Бояться этого не нужно. Если занявший и не сможет отдать – лично Бог обещает вернуть.
Давать нужно по нужде, если есть такая. Как и с милостыней, сначала узнай, в чем нуждается, потом одалживай. Одалживают без процентов, без роста - ибо это грех. Проценты также возмещает Господь, если у тебя чистое сердце. Поэтому и Христос учил:
«И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Луки 6:34-36)
Секрет одалживания прост, он в словах Христа: «взаймы давайте, не ожидая ничего». Не нужно бояться одалживать, давай и не думай о возврате, и видя твое чистое сердце, Бог лично воздаст тебе, и нет никакой разницы каким образом все это произойдет (возвратит должник, получишь подарок, удачный контракт, хорошая сделка и т.д. – у Бога миллионы способов тебя благословить) – главное не форма – а содержание!
«Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золото; заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья: лучше крепкого щита и твердого копья она защитит тебя против врага»
(Сирах 29:13-16)
«…давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Луки 6:38; 16:9)
Кто дает нуждающемуся – дает Богу и будет иметь награду!
Что же делать, если тебе не вернули одолженное, как относиться к должнику?
«В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего]…
… берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: `приближается седьмой год, год прощения', и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе великий грех…»
(Втор. 15:1,2; 9)
Таков закон Божий. Но мы уже говорили, что поручителем всего является Господь, а значит, бояться совершенно нечего. Если долг не вернули, значит, так хочет Бог, ибо все люди – Его дети, и Он управляет каждым. Тебе возвратит Господь, главное - не бойся.
О ленивых и грешниках мы уже говорили - к ним Господь не благоволит. Такому можешь предложить честно заработать и это будет справедливо. Дай ему работу, пусть работает и получит зарплату.
д) Честность.
Не менее важным законом денег является честность. «Чистые» деньги напрямую связаны с честностью в их зарабатывании, движении и сбережении. В этих вопросах, как и в других сферах жизни крайне важна заповедь Христа:
«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37)
Будь честен во всех отношениях с партнерами, с рабочими, с начальством, со всеми, кто так или иначе связан с тобой. В отношениях с государством будь особо внимателен и бдителен, ибо, к сожалению, на сегодняшний день – это самый большой и страшный рэкетир и кидало. Не рискуй и не заигруй с ним. Твои слова, твои дела должны быть точными, справедливыми и неизменными, как пред Богом, так и пред людьми, как и написано:
«Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: `это - ошибка!' Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?» (Еккл. 5:3-5)