Евангелие

(Ветхий Завет. Новый Завет)

( 2 )

        С целью очищения человека от греха и непослушания, Господь дал первому человеку закон жертвоприношений:

«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (Бытие 4:3,4)

        Итак, в Раю с первым человеком Бог заключил Ветхий завет. Именно там, в Едеме, был заключён первый договор (Ветхий завет) между Богом и человеком о спасении. Повторно условие этого завета были даны Аврааму, а затем Моисею на горе Синай. Подробно Вы можете сами прочесть об этом в книгах Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Сейчас вкратце напомним суть Ветхого завета. Единственным условием спасения в Нём было очищение от греха и достижение праведности послушанием Богу:

«Праведный своею верою жив будет» (Аввакум 2:4)

        Праведность достигалась через послушание Слову Бога (постановлениям, заповедям и законам).

«Освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят…
Итак будьте святы, потому что Я свят.
Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.
Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят]. Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас» (Левит 11:44,45; 19:2; 20:7,8)

        Народу был дан путь спасения – освящение, и способ достижения праведности:

«Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас» (Левит 20:8)

        Через послушание Слову Господа каждый человек мог восстановить праведность и вновь стать гражданином Царства Божия. Поэтому и написано:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанна 1:1)

        Узнав требования Господа, евреи согласились:

«И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним [и будем послушны]» (Исход 19:8)

        Так Израиль заключил завет с Богом, он назван «Ветхий завет». Согласно его условиям прощение грехов производилось через жертвоприношения:

«Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером…» (Исход 12:5,6)

        В жертву приносился однолетний агнец мужского пола без порока, которого убивали, а затем съедали. Это называлось Пасхой. Проводилась она один раз в год (более подробно читайте в работе «Пасха»). Кроме этого, для очищения от каждого конкретного греха также приносились жертвы, по каждому случаю особо, читайте самостоятельно Левит 14:10; 12:6; 23:12; Числа 15:27; 6:12.
        Зачем же нужно было такое большое количество жертв и крови? Неужели Бог так кровожаден? Библия даёт ответ и на этот вопрос:

«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу» (Исаия 1:11)
«Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне» (Иер. 6:20)
«Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» (Амос 5:21-23)

        Получается что-то непонятное – в одном слове Бог повелевает приносить жертвы, а в другом говорит, что они Ему не нужны. В чём же дело? Нам необходимо просто понять смысл принесения жертвы за грех. Закон Божий гласит:

«Ибо возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23)

        Это правило неизменно – за всякий (любой) грех неизменное наказание – смерть! Поэтому если человек согрешил, он должен умереть. Дабы не предавать людей смерти и сохранить им жизнь, Бог дал заместительную жертву – тельцов и агнцев. Для принесения такой жертвы за грех человеку нужно отдать на смерть однолетнего агнца без порока. Чтобы агнец был без порока, целый год его держали в доме, он становился членом семьи, ел со всеми, спал со всеми и т.д. Ну а если много грехов, то и агнцев подобного рода также должно быть много и за каждым из них был особый уход и контроль. За год человек привыкал к животным, и они становились частью его самого. Но, когда кто-то предавался слабости и согрешал – одно из животных нужно было приносить в жертву – убивать. Теперь, представьте себе, какое чувство должно было вызывать смерть животного у грешника? Это просто нужно иметь железное сердце, чтобы из-за твоей слабости и греха кого-то убить! Поэтому смысл жертвоприношений не в крови и смерти, а в том, чтобы влиять на разум и сердце грешника, вызвать в нём жалость к невинным животным и желание избавления от греха. Для того, чтобы не нужно было приносить жертвы из животных, выход один – избавиться от греха и стать праведным. Не хочешь убивать – перестань грешить. Такой путь избавления от греха был дан для спасения человека в Ветхом завете.

«Жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный» (Пс. 50:18,19)

        Но люди не хотели бороться со злом и продолжали грешить. Жертв приносилось всё больше и больше, кровопролитию и разврату не было границ. Народ думал, что Богу нужна чья-то кровь, какие-то жертвы, что Небу можно угодить смертью животных и т.д. Жертвоприношения стали обыденным, бездумным, бессмысленным обрядом. Поэтому Бог не переставал взывать к людям:

«'Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?» (Пс. 49:7-13)
«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу…
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Исаия 1:1,16,17)

        Однако возрождения человека не происходило, люди не желали жить праведно.
        Кроме жертвоприношений Ветхий завет предусматривал для человека ещё некоторые условия спасения:

        1. О Б Р Е З А Н И Е

«Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Бытие 17:10-14)
«В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые [каменные] ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые [каменные] ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания. Вот причина, почему обрезал Иисус [сынов Израилевых, которые тогда родились на пути, и которые из вышедших из Египта не были тогда обрезаны, всех их обрезал Иисус]: весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта; весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан» (И. Навин 5:2-5)

        Итак, обрезание – это знак заключения завета (договора) с Богом о спасении. Необрезанный человек не мог войти в Царство Божие. Смысл обрезания в том, что оно являлось символом покорности Богу и началом новой жизни:

«Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны» (Втор. 10:16)